воскресенье, 8 августа 2010 г.


Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не от того, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
                            Булат Окуджава

Социальная  ответственность  профессии  психотерапевта.

" Если исходить из специфики работы педагога, психолога, социального педагога, профконсультанта и других представителей социономических, гуманитарных профессий, то суть их можно свести к нескольким основным моментам:
·        во-первых, это помощь в приобщении к общечеловеческой культуре, включая и усвоение определенных знаний, способов поведения (жизни) в обществе и осознание существующих общественных проблем;
·        во-вторых, это помощь в нахождении своего моста в социуме, в социально-профессиональной конкретной группе и коллективе, а также и в обществе (культуре) в целом. При этом ожидается формирование именно активной жизненной позиции учащихся и воспитанников, что, в свою очередь, предполагает активность (личностное неравнодушие, сопричастность общественным проблемам) и самого педагога, психолога, профконсультанта;
·        в-третьих, такая организация образовательно-воспитательной деятельности педагога и психолога, при которой их воспитанники становятся подлинными личностями и индивидуальностями. Естественно, чем более разнообразными (непохожими друг на друга) оказываются учащиеся тем в большей степени удалось педагогу или психологу реализовать в своей работе личностный подход. Но, при этом и педагог, и психолог должны быть личностями, т.е. демонстрировать своим учащимся образец достойного, но одновременно и неординарного поведения."  ( Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях ,2003,  Н.С. Пряжников )

"Думается, что обучение профессиональной психологии - это обучение не столько внешним формам деятельности (диагностике, коррекции, консультированию, даже преподаванию или исследовательским умениям), сколько обучение некоей "психоархитектуре" как помощи в строительстве человеком самого себя по его собственному замыслу, оформлению его внутреннего мира путем понимания, истолкования, экзистенциального общения с ним, планированию индивидуального сценария "бытия вместе" человека и мира, в котором он живет. " 

Позитивная Психотерапия базируется на трех принципах –  надежды,  баланса (гармонизации) и консультирования.  

Все эти принципы также лежат в основе  Европейского  Меморандума  непрерывного образования.

 Рассмотрим подробнее, как эти принципы могут найти отражение
в изменении  образовательного процесса:

1. Принцип надежды – учитель должен быть уверен в своей способности делиться знаниями, а  учащийся должен быть уверен в своей способности познавать. 

2. Принцип баланса (гармонизации) – образование способно гармонизировать внутреннюю и  социальную жизнь личности.

3. Принцип консультирования – каждый человек способен распознавать свои желания и осознавать,  какой практический и теоретический опыт поможет ему в их достижении. 

Шесть ключевых принципов непрерывного образования:

Принцип 1.  Новые базовые знания и навыки для всех.
Цель – гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

Принцип 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
Цель – значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы – ее людей.

Принцип 3. Инновационные методики преподавания и учения
Цель – разработать новые методологии для системы непрерывного  образования – длиною и шириною в жизнь.

Принцип 4. Новая система оценки полученного образования.
Цель – коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.

Принцип 5. Развитие наставничества и консультирования.
Цель – на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и рекомендациям.

Принцип 6. Приближение образования к дому.
Цель – приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии. ("Европейский
    Меморандум     непрерывного    образования")
   
Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

В каждой  эффективной системе обучения, существующей в мире, формирование у ученика уверенности в себе по важности превосходит содержание преподаваемых курсов.

Необходима четырехуровневая программа обучения, которая направлена на:
  • обретение уверенности в своих силах и личностное развитие;
  • приобретение жизненно необходимых навыков;
  • изучение того, как учиться и как мыслить;
  • а также приобретение конкретных академических, физических и артистических знаний и умений.

Все эти аспекты могут быть объединены так, чтобы усиливать действие друг друга.

            В целом, обучение также должно преследовать тройную цель:
  • Получить навыки и знания по конкретным дисциплинам, а также
    научиться получать их быстрее, эффективнее и проще.
  • Развить общий концептуальный подход — научиться применять
    схожие подходы в разных областях.
  • Развить персональные навыки и воспитать соответствующее отношение к жизни, которые можно легко использовать во всем, что вы делаете




1 комментарий:

  1. Толково и своевременно. Для меня. Для других. Спасибо.

    ОтветитьУдалить