Вселенский опыт
говорит,
что погибают царства
не от того, что тяжек
быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Булат
Окуджава
Социальная ответственность профессии психотерапевта.
" Если исходить из
специфики работы педагога, психолога, социального педагога, профконсультанта и
других представителей социономических, гуманитарных профессий, то суть их можно
свести к нескольким основным моментам:
·
во-первых, это помощь в приобщении к общечеловеческой культуре, включая
и усвоение определенных знаний, способов поведения (жизни) в обществе и
осознание существующих общественных проблем;
·
во-вторых, это помощь в нахождении своего моста в социуме, в
социально-профессиональной конкретной группе и коллективе, а также и в обществе
(культуре) в целом. При этом ожидается формирование именно активной жизненной
позиции учащихся и воспитанников, что, в свою очередь, предполагает активность
(личностное неравнодушие, сопричастность общественным проблемам) и самого
педагога, психолога, профконсультанта;
·
в-третьих, такая организация образовательно-воспитательной деятельности
педагога и психолога, при которой их воспитанники становятся подлинными
личностями и индивидуальностями. Естественно, чем более разнообразными
(непохожими друг на друга) оказываются учащиеся тем в большей степени удалось
педагогу или психологу реализовать в своей работе личностный подход. Но, при
этом и педагог, и психолог должны быть личностями, т.е. демонстрировать своим
учащимся образец достойного, но одновременно и неординарного поведения." ( Проблемы подготовки и переподготовки
психологов-профконсультантов в современных условиях ,2003, Н.С. Пряжников )
"Думается, что обучение профессиональной
психологии - это обучение не столько внешним формам деятельности (диагностике,
коррекции, консультированию, даже преподаванию или исследовательским умениям),
сколько обучение некоей "психоархитектуре" как помощи в строительстве
человеком самого себя по его собственному замыслу, оформлению его внутреннего
мира путем понимания, истолкования, экзистенциального общения с ним,
планированию индивидуального сценария "бытия вместе" человека и мира,
в котором он живет. "
Позитивная
Психотерапия базируется на трех принципах –
надежды, баланса (гармонизации) и
консультирования.
Все эти принципы также
лежат в основе Европейского Меморандума
непрерывного образования.
Рассмотрим подробнее, как эти принципы могут
найти отражение
в
изменении образовательного процесса:
1. Принцип
надежды – учитель должен быть уверен в своей способности делиться знаниями, а учащийся должен быть уверен в своей
способности познавать.
2. Принцип
баланса (гармонизации) – образование способно гармонизировать внутреннюю и социальную жизнь личности.
3. Принцип
консультирования – каждый человек способен распознавать свои желания и
осознавать, какой практический и
теоретический опыт поможет ему в их достижении.
Шесть ключевых принципов непрерывного
образования:
Принцип 1. Новые базовые знания и навыки для всех.
Цель –
гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и
обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.
Принцип 2.
Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
Цель –
значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять
приоритет самого важного достояния Европы – ее людей.
Принцип 3. Инновационные
методики преподавания и учения
Цель –
разработать новые методологии для системы непрерывного образования – длиною и шириною в жизнь.
Принцип 4. Новая
система оценки полученного образования.
Цель – коренным
образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее
результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.
Принцип 5.
Развитие наставничества и консультирования.
Цель – на
протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об
образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и
рекомендациям.
Принцип 6. Приближение
образования к дому.
Цель – приблизить
образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных
пунктов, а также используя информационные технологии. ("Европейский
Меморандум непрерывного образования")
Какой бы предмет или
предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования
станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его
исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет
ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития
личности.
В каждой эффективной
системе обучения, существующей в мире, формирование у ученика уверенности в
себе по важности превосходит содержание преподаваемых курсов.
Необходима четырехуровневая
программа обучения, которая направлена на:
- обретение уверенности в своих силах и
личностное развитие;
- приобретение жизненно необходимых
навыков;
- изучение того, как учиться и как
мыслить;
- а также приобретение конкретных
академических, физических и артистических знаний и умений.
Все эти аспекты могут быть объединены так, чтобы усиливать
действие друг друга.
В целом, обучение также должно
преследовать тройную цель:
- Получить навыки и знания по конкретным
дисциплинам, а также
научиться получать их быстрее, эффективнее и проще. - Развить общий концептуальный подход —
научиться применять
схожие подходы в разных областях. - Развить персональные навыки и воспитать соответствующее отношение к жизни, которые можно легко использовать во всем, что вы делаете
Толково и своевременно. Для меня. Для других. Спасибо.
ОтветитьУдалить