суббота, 7 августа 2010 г.


x x x
  
И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть,

Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды,
На сушу и речь.

И, хлеба земного
Отведав, прийти
В свечении слова
К началу пути.

Я сын твой, отрада
Твоя, Авраам,
И жертвы не надо
Моим временам,

А сколько мне в чаше
Обид и труда...
И после сладчайшей
Из чаш -  никуда?  
                        Арсений Тарковский

Когда терапевт может пребывать  в согласии со счастьем и несчастьем, с невиновностью и виной, со здоровьем и болез­нью, с жизнью и смертью, ему открываются новые возможности. Благодаря этому согласию он получа­ет познание и силу, с помощью которых может смотреть страшному в глаза и иногда изменять его к лучшему.

Следующая притча поясняет принцип такого согласия.

Ученик спросил мудреца: «Скажи мне, что такое свобода?» «Какая свобода? — ответил мудрец. — Свобода бывает разная. Пер­вая свобода - глупость. Она как конь, который, встав на дыбы, сбрасывает с себя седока. Из-за этого коню потом придется сильнее почувствовать на себе твердую руку всадника. Вторая свобода -раскаяние. Она подобна рулевому, который остается на тонущем корабле, вместо того чтобы спуститься в спасательную шлюпку. И третья свобода — познание. Она приходит к нам после глупости и раскаяния. Она как стебель, который раскачивается на ветру, но не ломается, потому что гибок».

«И это все?» - удивился ученик. Тогда мудрец ответил ему: «Иные полагают, что это они сами ищут истину в своих душах. Но это Большая Душа думает и ищет через них. Как и природа, она может позволить себе заблуждаться; она беспрерывно и без труда заме­няет плохих игроков новыми. Тому же человеку, который позволяет ей думать, она предоставляет некоторую свободу действий и, как пловца, позволяющего реке нести себя, выносит его общими уси­лиями на берег».

Принципы работы со смертью в Позитивной Психотерапии могут быть сформулированы следующим образом:

I. Жизнеутверждающий принцип

Прежде, чем касаться проблем смерти (зачастую люди бывают просто не готовы говорить о смерти) ПП стремиться провести анализ и планирование настоящей жизни. Этому уделяется значительное время терапевтической работы, будь то работа с пациентом или группа личностного роста для психологов и врачей. Нахождение собственных ресурсных состояний, индивидуальных для каждого, может быть началом терапевтического разговора о смерти.

II. Научение различать отношение к смерти и страх смерти

У каждого человека существуют собственные философские представления о смерти, сформированные его предшествующим опытом. Также понятие смерти тесно связано с эмоциями страха, которые часто проявляются в картине неврозов, фобий, психосоматической патологии. Конфронтация с личной смертью (“моей смертью”) — это ни с чем не сравнимая пограничная ситуация, способная вызвать значительное изменение стиля и характера жизни индивида в мире. “Физически смерть разрушает человека, но идея смерти может спасти его”. Смерть действует как катализатор перехода из одного состояния бытия в другое, более высокое — из состояния, в котором мы задаемся вопросом о том, каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть. Сознавание смерти выводит нас из поглощенности тривиальным, придавая жизни глубину, остроту и совершенно иную перспективу.
  
III. Отношение к смерти обусловлено воспитанием и опытом, который человек воспринял через жизненные события связанные со смертью
Очень тесно понимание смерти связано с религией. Долгое время в период исторического атеизма тема смерти была табуирована. Не говорили в семьях с детьми, не разрешали им лишний раз соприкасаться с её проявлениями - похороны, поминки, что вызывало повышенную тревожность, интерес к этой проблеме и уже само собой вызывало страх.
В дальнейшем, человек, соприкоснувшийся со смертью, не умел отнестись к ней спокойно, а усиливая свое сопротивление, размышлял на эту тему.

Отсутствовали церковные ритуалы, способные успокоить и дать надежду оставшимся в живых людям, т.к. долгие века именно церковь и религия уменьшала боль утраты и давала человеку веру в возможную дальнейшую жизнь. Врачи так же не имели права говорить с человеком о смерти, такие разговоры были строго негласно запрещены. Поэтому формировалось не философское отношение к жизни, а страх перед смертью.

IV. Страх перед смертью - это явление дифференцированное, связанное с телом, актуальными способностями, отношением к прошлому, настоящему и будущему.

Формирование эмоционального отношения человека к смерти может быть прослежено на ромбе базового конфликта:

ü  Отношение к здоровью ребенка в родительской семье
ü  Отношение к смерти в национальных особенностях религии
ü  Отношение к смерти, демонстрируемое в семье
ü  Отношение к смерти в микросоциуме

Ребенок сталкивается впервые с проблемой смерти именно в родительской семье. Если мы видим тревожно-мнительный тип воспитания со стороны родителей, бабушек и дедушек, особенно подкрепляемый такими высказываниями: "Если будешь плохо есть, заболеешь и умрешь …" или "Необходимо срочно идти к врачу, иначе это может плохо закончиться …" Такой подход вызывает в ребенке тревогу, которая еще не может быть им осознана. Поэтому частые запугивания при отсутствии размышлений и спокойных разговоров о сущности смерти формируют еще в детстве страх.

Кроме того, взрослые сами зачастую демонстрируют свой страх перед смертью, который проявляется в осторожности в общении с онкологическими больными, тревожность и беспокойство существующие на похоронах; предрассудки, существующие в отношении примет, связанных со смертью. Ребенок впитывает эту атмосферу и фиксирует как негативный опыт.

Отношение к смерти формируется не только близкими родственниками ребенка, но и тем микросоциумом, который его окружает. Это тесно связано с отсутствием религиозных традиций, веры в потустороннюю жизнь, которая является очевидной для религиозных людей. Те церковные таинства, которые способны снять острую боль утраты и дать надежду в том "потустороннем" мире встретить душу родного человека, возрождают принцип "надежды", который необходим человеку в преодолении страха смерти и восприятия её как чего-то естественного, как естественного продолжения жизни.

Поэтому, в настоящий момент, по мере формирования эмоционального отношения к смерти, мы сталкиваемся с поведенческими паттернами, которые могут быть так же распределены по ромбу распределения четырех сфер энергии:

  • Страх смерти, связанный с физическими страданиями (замена здоровой заботе о теле)
  •  Материалистическое мировоззрение (отсутствие религиозной поддержки)
  •  Рационаьно-атеистический подход (вытеснение проблемы из эмоционального спектра)
  •  Отсутствие традиций (вместо наличия традиции в отношении смерти)



Психотерапевтическая работа со смертью идет в двух направлениях:



  Работа со смертью близкого человека (ситуация потери) по пятиступенчатой модели терапии;
  В проработке личной философской концепции смерти. 

Работа со смертью близкого человека связана с основными особенностями:

1) Человек встает перед лицом трудной перемены в его жизни. В психоанализе это называется "работой горя". Особенно тяжелой становится утрата, если умерший Человек идентифицировался с пациентом во многих сферах жизни. Часто в этих случаях человек "как бы умирает" вместе с ушедшим из жизни. Психотерапевтическая работа строится на нахождении тех областей жизни, где эта идентификация была бы минимальная или отсутствовала. Кроме того, в связи с этим необходимо активизировать те актуальные способности пациента, которые были связаны с данной идентификацией, и научить его переломить их в различных аспектах жизни. В этой ситуации акцент терапии делается на вторую и четвертую ступень терапевтического процесса.

2) Смерть близкого человека часто вносит в жизнь оставшегося в живых значительную перестройку (ломку). Человеку приходиться брать ответственность за многие проблемы жизни на себя, вместо того, чтобы делить их с близким человеком. В этом случае работа по пяти ступеням терапевтической модели акцентируется на стадию ситуативной поддержки, как бы постоянно изыскивая внутренние ресурсы (те сильные стороны человека) на которые он может опереться.

3) Люди, "носящие траур" несут предписанную обществом особую роль. Они получают соболезнования и выполняют гласные и негласные строгие ограничения. Волей или неволей они держаться вдали от всяких развлечений. С этим связан неписаный закон для вдов и вдовцов - воздерживаться от сексуальной активности. Как бы не соответствовали эти ограничения в начале траура потребности и настроению самого носящего траур, но именно при этих обстоятельствах часто возникало чувство вины, страхи, агрессии, внутренние и внешние конфликты. Работа с этими проблемами идет на четвертой стадии терапии (вербализации).

4) Религиозная переработка смысла смерти часто помогает человеку. Религиозные традиции смягчают остроту горя.

В результате переработки этих сфер жизни мы в ходе терапии предлагаем человеку переосмыслить свою собственную жизнь, понять условия и шансы того, что нельзя вернуть.
Практическим выводом, которому учит нас позитивная терапия - это научение  различать смерть и отношение к смерти. (1)

Комментариев нет:

Отправить комментарий