воскресенье, 8 августа 2010 г.


Новый друг обогащает наш дух не столько тем, что он отдает нам себя, сколько тем, что помогает нам открыть в себе то, что осталось бы сокрытым в нас и неразвитым, не узнай мы его...
        Мигель де Унамуно



Применение теории и техник позитивной психотерапии в групповой работе.
      
  Как и люди, группы имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал.

Карикаш В.И.  выделяет  (согласно пятишаговой модели) следующие стадии развития группы:

1.Дистанцирование. На этой стадии участники присматриваются к терапевту и друг другу. Общение происходит на социальном уровне и формально; обходятся болезненные темы и не высказываются отрицательные эмоции по отношению к другом членам группы. Очень высоко недоверие, участники ждут от терапевта решения  всех их проблем, терапевт является как бы связующим звеном между участниками. И в этой ситуации терапевт должен проявлять активность и помочь    находиться участникам "здесь и сейчас.  На начальной стадии необходимо определить общую цель группы. Каждый участник может высказать пожелания о том, что хотелось бы от группы, а затем группа приходит к единому формулированию цели, то есть чем труппа будет заниматься. Цели могут быть различными, но они должны быть четко и ясно сформулированы На начальной стадии участникам необходимо научиться давать обратную связь, это отношению к происходящему и к другим участникам группы. Желательно говорить как о положительных чувствах, так и отрицательных, с «Я-сообщении», не оценивая вообще , а только данность.

Задача участника:      дистанцироваться от "Я" и быть внимательным к "Ты" и "Мы".
Задача терапевта :    терпеливо   слушать, проявляя эмпатию; понимать и добавлять другие точки зрения. (Позитивные, транскулътуралъные и языковые аспекты).

2.Инвентаризация. В этой стадии выходят в основном негативные эмоции, проявляется конфронтация как с другими участниками группы, так и с терапевтом. Происходит как бы прощупывание: «могу ли я быть понятым, если я не очень хороший».
Это так же и защитная реакция. Но в конфликтах участник расрывает свои разнообразные стороны. Конфликт – это естественный переход к продуктивной стадии. (Дифференциация сферы конфликтов,  реакции и актуальные способности).                                

Задача участника:  исследование других, сравнение – чем мы похожи, чем отличаемся.   
 Задача терапевта:   точно   задавать   вопросы,   определять содержание, способности, возможности, историю и динамику.
  

3.Ситуативное ободрение. 
Поддержка,  самопомощь,  участник как  психотерапевт для  группы  и психотерапевт как участник группы. 

Задача участника:   Научиться давать ситуативное ободрение, понять принцип надежды и научиться его применять.
Задача терапевта:   Ободрять  самопомощь клиента, быть образцом для подражания. 



4.Вербализация. На этой стадии происходит реальная работа по самосовершенствованию. Участники открыто и искренне  обсуждают сложившуюся ситуацию, не избегают  обсуждения конфликтов и негативных эмоций, то есть участники взаимооткрыты.

Задача участника:   избавиться от страха перед группой через обучение вежливости и открытости.
Задача терапевта:  искренне решать дилемы в консультации, граничащей со сферой проблемы; давать информацию о различных путях и результатах, и увидеть ответственность.
  

4.Расширение целей. На этой стадии обсуждается: что дала конкретно работа в группе, как  можно применить в жизни навыки, полученные в работе. Необходимо избегать отрицательных оценок в заключительной стадии. Эта стадия должна быть очень конкретной и не затягиваться.

Задача участника:    научиться отделению и сформировать намерение использовать полученные навыки.  Тренировка   воображения      рассматривать   конфликт   и   лечение   как возможность.   
Задача терапевта:  спрашивать о будущем после проработки конфликта: спросить, для чего вылечился клиент.


Соблюдение принципа баланса подразумевает баланс
нескольких пар понятий и явлений в группе:

1)      Баланс поддержки и фрустации. Существует такой тип людей, у которых постоянная потребность в одобрении. Нельзя допускать, чтобы такой участник отвлекал на себя внимание группы. Руководитель должен чувствовать меру поддержки и уметь делать вовремя и достаточную по продолжительности фрустационную паузу.

2)      Баланс между индивидом и группой. Возможности, знания и особенности личности разные у каждого члена группы. При работе в группе руководитель должен прежде всего ориентироваться на самого слабого участника. Если же разрыв между ним и группой слишком велик, его нужно выводить из работы. Из-за него нельзя  «придерживать» всю группу.

3)      Баланс «любить» и «знать». В процессе работы обязательно нужно чередовать «любить» и «знать», иначе группа превратится либо в сухую лекцию, либо в площадку для игр. Теория должна чередоваться с упражнениями.

4)      Баланс положительного и отрицательного. Если дал отрицательный отзыв, потом обязательно нужно дать «поглаживание».

5)      Баланс вербального и невербального. Вербальная информация должна соответствовать невербальной. Упражнения должны чередоваться.

Как заметил K.R.MacKenzie (1990), "час пациента в групповой терапии по эффективности равнозначен часу пациента в индивидуальной терапии. Однако в группе каждый час психотерапевта может быть потенциально использован для помощи восьми пациентам (если в группе восемь участников). Групповая психотерапия более экономична и для клиентов, так как стоит на треть или половину дешевле для отдельного участника. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия.

      В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной психотерапии. Это прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки.
       Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения. Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.

       Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более "пространственно" увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.

        Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования. 

Таким образом, задачи груповой психотерапии  фокусируются на трех                 составляющих самосознания:

1.самопонимании (когнитивный аспект),
2.отношении к себе (эмоциональный аспект)  
     3.саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии   как   расширение сферы самосознания пациента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий