Никогда
не видевшая ничего подобного, она была
очарована этой подвижной жидкой массой.
-Кто
ты? – спросила она у моря.
-Иди
сюда, и сама увидишь, - с улыбкой ответило море.
Кукла вошла
в воду. чем дальше она шла, тем больше растворялась, пока от нее не осталась
лишь одна щепотка. За мгновение до полного исчезновения она с восторгом
воскликнула:
-Теперь я знаю кто я! Внутренняя жизнь каждого из нас полна захватывающих драм и приключений — куда до них детективам или мыльным операм. Чаще всего человек остается один на один с проблемами и опасностями, возникающими на жизненном пути. Но иногда на самых крутых поворотах он обретает — спутника? помощника? проводника? товарища? — словом того, кто вместе с ним проходит самые опасные и напряженные участки его внутреннего путешествия, увеличивая шансы на успешное преодоление пути. Психотерапевты сделали это своей профессией.
Факт целостности человека и мира был открыт древними
мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и
зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал
гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в
христианстве "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме
"шунья", в даосизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована,
а в некоторых случаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В
религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а
эзотерическая цель религий заключается в восстановлении целостности.
Целостность человека и мира не тождественна ни сумме
человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а
точнее иное. Взаимодействие человека и мира представляет собой актуальный
(проявленный) аспект их целостности; существует также и виртуальный
(непроявленный) аспект. Этот последний аспект представляет собой поле возможностей.
Прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что через переживание целостности (духовность) возрастает способность
человека трансформировать возможное в действительное.
Всегда, во все времена кризиса идеологий люди ищут какую-то другую веру. Одна износилась - возьмем иную. Но вера - это не одежда. Вера возникает из духовного опыта, вырастает из души, а не надевается на душу.
Психотерапия представляет собой процесс “религиозного”
обращения, предлагающий людям устранять, модифицировать или изменять старые
убеждения, способы восприятия и привычки ради обретения “спасения”. Она осуществляется
“священниками” и “дьяконами” (по-разному определяемыми законом, университетами
и профессиональными организациями), а также “светским духовенством”
(парапрофессионалами и “священниками”-самозванцами), сведущими в догматах
данной религии и прошедшими подготовку, позволяющую им совершать обращение.
Духовное
измерение человеческого существования проявляет себя там, где присутствует
более широкий взгляд на жизнь, чем просто удовлетворение ежедневных потребностей и материальных нужд. Мусульмане, христиане, последователи иудаизма
рассматривают молитву как духовное действо, позволяющее вступить в контакт с
Аллахом, Господом или Иеговой. Буддисты и индуисты говорят о духовном развитии,
достигаемом благодаря йоге и медитации. Представители различных племен верят в послания из мира духов, мира,
скрытого от взгляда непосвященных, но определяющего принятие важных решений и
руководящего деятельностью человека.
Светские
гуманисты часто используют термин «духовность» для обозначения благородных,
похвальных, альтруистических черт человека, развившихся в результате
социального прогресса, хотя в большинстве своем и отрицают существование
божественных сил.
«Духовность» для меня не является синонимом
«религиозности»,
поскольку религия несет в себе элемент организации: последователи определенного
религиозного учения разделяют общие верования, придерживаются характерных для
данного вероисповедания обычаев и обрядов. Однако те, у кого их вера и,
соответствующие правила поведения интернализованы, как правило, обладают и
духовностью. С другой стороны, можно быть духовным, не будучи религиозным (в
смысле принадлежности к определенной церкви). Отсюда следует, что возможно и обратное:
существование религиозности без духовности, когда последователи религиозного
учения, выполняя соответствующие обряды и принимая (по крайней мере формально)
его кредо, в своей повседневной жизни игнорируют этические и моральные правила
данной религии.
Подразделение
Калифорнийской психологической ассоциации по изучению духовности и психотерапии
пользуется следующим определением духовности:
«Принято считать, что духовность — это
смелость, позволяющая заглянуть внутрь себя и верить».
То, что при этом
оказывается увиденным и во что человек верит, дает ему глубокое ощущение
принадлежности, целостности, включенности, открытости бесконечному.
Комментариев нет:
Отправить комментарий