воскресенье, 4 июля 2010 г.


Кукла из соли пропутешествовала тысячи миль и остановилась на берегу моря.
Никогда не видевшая ничего  подобного, она была очарована этой подвижной жидкой массой.
-Кто ты? – спросила она у моря.
-Иди сюда,  и сама увидишь, - с  улыбкой ответило море.
Кукла вошла в воду. чем дальше она шла, тем больше растворялась, пока от нее не осталась лишь одна щепотка. За мгновение до полного исчезновения она с восторгом воскликнула:
                                                       -Теперь я знаю кто я! 


Внутренняя жизнь каждого из нас полна захватывающих драм и приключений — куда до них детективам или мыльным операм. Чаще всего человек остается один на один с проблемами и опасностями, возникающими на жизненном пути. Но иногда на самых крутых поворотах он обретает — спутника? помощника? проводника? товарища? — словом того, кто вместе с ним проходит самые опасные и напряженные участки его внутреннего путешествия, увеличивая шансы на успешное преодоление пути. Психотерапевты сделали это своей профессией.




Факт целостности человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризирован основателями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в виде знания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Эта целостность в религиях получила различные названия: в христианстве "бог", в индуизме "брахмо", в буддизме "шунья", в даосизме "дао" и т.д. Она была мифологизирована, а в некоторых случаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В религиях также лейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цель религий заключается в восстановлении целостности.

Целостность человека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействию человека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействие человека и мира представляет собой актуальный (проявленный) аспект их целостности; существует также и виртуальный (непроявленный) аспект. Этот последний аспект   представляет собой поле возможностей. Прагматический смысл переживания целостности состоит в том, что  через переживание целостности (духовность) возрастает способность человека трансформировать возможное в действительное.

Вся наша культура и духовность - это и есть возврат в свое вечное "Я". Природа, красота ее - это зеркало, в котором отражается наша неискаженная суть, мы, изначальные, еще не ушедшие от себя самих. Природа и мы зеркальны по отношению к друг другу, и в этих двух зеркалах вспыхивает свет. Только надо вглядываться в красоту до дна, до первоначального бытия, где нет уже никаких искажений. Вот тогда и будет то, о чем великий русский писатель Федор Достоевский сказал устами своего героя князя Мышкина: "Как это можно - видеть дерево, и не быть счастливым?"


Всегда, во все времена кризиса идеологий люди ищут какую-то другую веру. Одна износилась - возьмем иную. Но вера - это не одежда. Вера возникает из духовного опыта, вырастает из души, а не надевается на душу.




Психотерапия представляет собой процесс “религиозного” обращения, предлагающий людям устранять, модифицировать или изменять старые убеждения, способы восприятия и привычки ради обретения “спасения”. Она осуществляется “священниками” и “дьяконами” (по-разному определяемыми законом, университетами и профессиональными организациями), а также “светским духовенством” (парапрофессионалами и “священниками”-самозванцами), сведущими в догматах данной религии и прошедшими подготовку, позволяющую им совершать обращение.

Адлер утверждал: “Индивидуальная психология оказывается хорошей религией для тех, кому не повезло и кто не сумел стать приверженцем другой религии”.




Духовное измерение человеческого существования проявляет себя там, где присутствует более широкий взгляд на жизнь, чем просто удовлетворение ежедневных потребностей и материальных нужд. Мусульмане, христиане, последователи иудаизма рассматривают молитву как духовное действо, позволяющее вступить в контакт с Аллахом, Господом или Иеговой. Буддисты и индуисты говорят о духовном развитии, достигаемом благодаря йоге и медитации. Представители различных  племен верят в послания из мира духов, мира, скрытого от взгляда непосвященных, но определяющего принятие важных решений и руководящего деятельностью человека.

Светские гуманисты часто используют термин «духовность» для обозначения благородных, похвальных, альтруистических черт человека, развившихся в результате социального прогресса, хотя в большинстве своем и отрицают существование божественных сил.

«Духовность»  для меня не является синонимом «религиозности», поскольку религия несет в себе элемент организации: последователи определенного религиозного учения разделяют общие верования, придерживаются характерных для данного вероисповедания обычаев и обрядов. Однако те, у кого их вера и, соответствующие правила поведения интернализованы, как правило, обладают и духовностью. С другой стороны, можно быть духовным, не будучи религиозным (в смысле принадлежности к определенной церкви). Отсюда следует, что возможно и обратное: существование религиозности без духовности, когда последователи религиозного учения, выполняя соответствующие обряды и принимая (по крайней мере формально) его кредо, в своей повседневной жизни игнорируют этические и моральные правила данной религии.

Подразделение Калифорнийской психологической ассоциации по изучению духовности и психотерапии пользуется следующим определением духовности: 
«Принято считать, что духовность — это смелость, позволяющая заглянуть внутрь себя и верить».

То, что при этом оказывается увиденным и во что человек верит, дает ему глубокое ощущение принадлежности, целостности, включенности, открытости бесконечному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий